Грамотный разговор с коллекторами по телефону, если ты должник: правила 2024

С коллекторами и необходимости вести с ними разговор рано или поздно сталкиваются все, кто не смог оплатить кредит вовремя. Через некоторое время после просрочки раздается первый звонок, и на том конце провода настойчиво предлагают оплатить кредит, иначе… а далее последствия озвучиваются разные в зависимости от фантазии и наглости оператора. Каким же должен быть грамотный разговор с коллекторами по телефону, если ты должник, но хочешь соблюдать новые законы?

Как общаться с коллекторами по новому закону

На самом деле закон не так уж нов, но не все знают изменения, которыми надо руководствоваться при разговоре. Руководствуйтесь следующими правилами:

  1. Н е взаимодействуйте с коллектором и отказывайтесь от разговора , если он не является представителем специализированной организации. Не каждый «коллектор» теперь может требовать от должника возврата просроченной задолженности. Теперь это право дано только специализированным организациям, которые соответствуют определенным требованиям и включены в государственный реестр. Если коллекторы обращаются к заёмщику по телефону, в начале разговора они должны представиться, назвать свою организацию и данные заемщика.
  2. Если на вас давят подозрительные компании или люди и вы думаете, что это коллекторы, смело обращайтесь в полицию, а не ведите с ними разговор. В частности, если вам постоянно звонят по телефону, отправляют текстовые и голосовые сообщения, в которых угрожают или оказывают психологическое давление.
  3. Внимательно прочитайте условия договора о возможности перепродажи долга другому кредитору — это особо важно.
  4. Е сли личный разговор с коллектором не получается, официально «передайте» общение другому человеку или компании. У вас есть возможность отказаться от общения с коллектором, избежать личных встреч и телефонных переговоров. Это логично, так как не каждый человек способен спокойно и адекватно реагировать на возникшие трудности и спокойно обсуждать пути решения проблем. Особенно с представителем кредитной организации. Теперь для проведения подобных переговоров у должника может быть собственный представитель, например адвокат. Но уведомить о своем отказе от личного общения нужно, конечно, заблаговременно. Свой отказ лучше отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Самым важным условием является то, что возможность лично не общаться появляется у должника не раньше чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки.
  5. С ледите, в какое время вам звонят коллекторы. Помните, что по закону с 22:00 до 8:00 такие звонки запрещены, а в выходные и нерабочие дни — с 20:00 до 9:00. Личные встречи с коллекторами возможны не чаще одного раза в неделю. В свою очередь, разговоры по телефону должны быть общедоступными и не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, при этом не со всеми можно общаться лично или по телефону. Такое общение запрещено в отношении инвалидов первой группы, несовершеннолетних, недееспособных лиц, а также банкротов или тех, кто находится в больнице на лечении. Если вам звонят чаще — это нарушение закона. Вот что можно сказать коллекторам: «Каждый ваш звонок я фиксирую. Вы мне звоните уже 11-й раз за неделю. По статье 7 Федерального закона № 230 это запрещено. Ждите жалобу и судебный иск. До свидания». Жалобу на коллекторов заёмщик направляет в специальные органы, а те уже могут подать иск в суд на недобросовестных взыскателей. Такой же ответ можно использовать, когда коллекторы звонят ночью или рано утром.

Если вы знаете свои права, то разговор с коллекторами по телефону пройдет без заминок.

Скачать образец заявления

Как разговаривать с коллекторами

Разговоры с коллекторами могут записывать и должники. О том, что идёт запись, необходимо уведомить взыскателей, а затем назвать дату и время.

Общаться с коллекторами следует спокойным и вежливым тоном. Не нужно сообщать о себе какие-то данные: телефон, адрес, номер договора. Если коллекторы работают официально, то они должны знать информацию о заёмщике.

Если коллектор разговаривает грубо и повышает тон, его можно приструнить уверенным голосом и знанием как минимум нескольких формулировок из закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

Разговор с коллектором по телефону: эффективная стратегия

Если человека замучили телефонные звонки коллекторов, он может попытаться изменить способ общения.

— Здравствуйте, это Георгий из компании «Семицветик». Наш телефонный разговор записывается. Василий Иванов — это вы?

— Здравствуйте, да.

— Ваш долг был продан нашему коллекторскому агентству. Вот звоню поинтересоваться, когда деньги вернёте? Реквизиты счёта я отправил вам пару дней назад с помощью СМС. Отмечу, что лучше выплатить долг как можно быстрее. В противном случае я продолжу звонить или направлю нашего коллектора к вам домой для беседы. Ну кому это надо, правда же?

— Я отказываюсь от взаимодействия по телефону. Я не могу быть уверен, кем вы являетесь на самом деле, относитесь ли, вообще, к коллекторскому агентству. Ведь никаких документов я не видел. Всю информацию, которую вы хотите мне передать, отразите в официальном письме, составленном по правилам статьи 7 ФЗ-230. Отправьте его на почту по моему адресу. Контакты вы знаете.

После такого разговора коллекторы могут прислушаться к должнику и отправлять всю информацию по почте. Но есть вероятность, что звонки продолжатся, ведь это не запрещено законом.

разговор с коллектором

Разговор по телефону с коллекторами, если звонят по поводу долга родственника

Зачастую всю «прелесть» общения с коллекторами испытывают на себе родственники и знакомые должника. При этом коллекторы считают свое навязчивое общение правомерным и объясняют это тем, что должник указал их номер телефона в качестве контактного. Общаются по-разному: иногда коллекторы ограничиваются просьбой напомнить должнику о платежах, но зачастую заявляют о том, что если родственник не погасит кредит, то взыщут сумму долга с других родственников, отберут имущество или заставят платить по долгам в силу родственных отношений.

Вам приходилось иметь дело с коллекторами?
Да, бывалоНет, никогда

Что можно сделать, если вам звонят коллекторы по поводу долга родственника? Попробуйте следующее:

  1. Заканчивайте разговор сразу же, как только коллекторы представятся. Вы не обязаны разговаривать с ними, даже если должником по кредиту является ваш супруг, ребенок, родители или другие родственники. Вы не отвечаете по долгам родственников, а потому не обязаны терпеть назойливых коллекторов.
  2. Требуйте удалить ваш номер из базы данных, направив требование заказным письмом с уведомлением. Если звонки коллекторов продолжатся, самым эффективным способом будет не ведение разговора, а направление жалобы на незаконные действия агентства в Роскомнадзор и прокуратуру. Если звонят из отдела взыскания банка — дополнительно можно жаловаться в вышестоящее подразделение банка или напрямую в Центробанк.

Прекратить звонки коллекторов редко удается после первого же разговора, как бы решительны вы ни были. Но в любом случае придется проявить упорство, и вы отделаетесь от коллекторов.

Как вести разговор с коллекторами по телефону: примеры ответов

Чтобы вести грамотный разговор, воспользуйтесь готовыми ответами и выстройте стратегию:

  1. Назовите дату вашего рождения, чтобы мы убедились, что вы — это вы. Вы не обязаны отвечать на такие вопросы. Объясняйте нежелание отвечать так: вы не уверены, что звонящий вам человек именно тот, за кого себя выдает, кроме того, имеет ли он полномочия собирать и обрабатывать ваши персональные данные? Вам не предоставили таких доказательств, поэтому отвечать вы не обязаны.
  2. У вас задолженность, когда собираетесь оплатить? Цель подобных вопросов коллекторов о том, собираетесь ли вы гасить кредит и когда именно — принять решение: стоит ли дальше звонить и напоминать или можно сразу готовиться к судебному взысканию. Отвечайте что угодно, ведь никаких последствий не будет.
  3. Мы высылаем группу к вам по месту жительства/на работу. Возможность личных встреч коллекторов с должниками предусмотрена ст. 15 Федерального закона 353-ФЗ от 21.12.2013 г. «О потребительском кредите», в которой указано, что непосредственное взаимодействие (куда, кстати, входят и телефонные звонки, и смс-сообщения) допускаются с 8 до 22 часов в рабочие дни и с 9 до 20 часов — в праздничные и выходные и только по тому месту жительства должника, которое было указано в кредитном договоре. Данная норма закона не дает коллекторам права каким-либо физическим образом воздействовать на должника, применять насилие или изымать имущество. Любые подобные действия, выходящие за рамки разговора, могут квалифицироваться как административные правонарушения или уголовные преступления. Например, требование коллекторов передать имущество даже в счет погашения долга под угрозой применения насилия к должнику или его близким расценивается как вымогательство и квалифицируется по ст. 163 УК РФ, а открытое изъятие имущества против воли собственника без судебного решения — как грабёж по ст. 161 УК РФ.
  4. Если не оплатите долг, будете привлечены к уголовной ответственности за мошенничество/уклонение от погашения кредита. Если вы не использовали поддельных документов и справок о доходах, оформляя кредит, изначально добросовестно платили его, а просрочка возникла не по вашей вине или в связи с тяжелым финансовым положением семьи, уголовная ответственность вам не грозит. Вы можете упомянуть этот факт в разговоре с коллекторами.
эксперт
Мнение эксперта
Черноволов Василий Петрович, эксперт по борьбе с коллекторами
Если у вас есть вопросы, задавайте их мне.
Задать вопрос эксперту
Учитывайте эти особенности, выстраивая диалог, и вы останетесь довольны. Разговоры с коллекторами могут быть неприятными, но все же без них не обойтись, если вам начали звонить. А если возникнут сложности, обращайтесь ко мне.

Куда жаловаться на коллекторов, когда они донимают разговорами и звонками по телефону

Если разговоры, даже грамотные, не помогают, а вы хотите избавиться от коллекторов, направляйте жалобы в следующие организации:

  1. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). 15035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 2. Осуществляет непосредственный надзор за банковской деятельностью кредитных организаций. Сюда можно писать любые жалобы. Отвечают четко, дают инструкции, как действовать даже в тех случаях, когда жалоба непосредственно не связана с нарушением банковского законодательства: Интернет-приёмная Центробанка
  2. Генеральному прокурору РФ. Жалобы и письменные обращения принимаются по почте по адресу: ГСП-3 125993 г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а. Интернет-приёмная Генеральной прокуратуры
  3. Управление Роспотребнадзора, рассматривает все жалобы потребителей, к ним относятся и потребители банковских услуг, т.е. и должников. Почтовый адрес: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, д. 18 строение 5 и 7. Интернет-приемная Управления Роспотребнадзора
  4. Управление Роскомнадзора, принимает любые жалобы на нарушения прав граждан, связанных с персональными данными. Почтовый адрес для жалобу: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7 стр. 2 Интернет-приемная Управление Роскомнадзора.

Можно и нужно защищать свои права путем направления заявлений и жалоб на коллекторов в контролирующие и правоохранительные органы. Сделать это можно быстро через обращение в интернет-приемные этих органов. Зная свои права и пределы возможностей коллекторов можно оградить себя от лишних звонков, сохранить здравое восприятие своего положения как должника и спокойно искать выход из ситуации.

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Пишите все свои вопросы в форму ниже

Понравилось? Поделись с друзьями:
Оставить отзыв

Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на нашем сайте вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.